Приветствуем Вас, Бродяга


Новые сообщения
Участники
Правила форума
Поиск
Все прочтено

Страница 1 из 11
Форум » Исторический раздел » Пираты и всё что с ними связано » Мифы, легенды и просто байки во времена пиратства
Мифы, легенды и просто байки во времена пиратства
Рыцарь_СолярисДата: Воскресенье, 13.09.2009, 22:07 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные








Начну... Легенда о ужасном и могучем существе - ктулху

Ктулху[1] в Мифах Ктулху — спящее на дне Тихого океана чудище, способное воздействовать на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928).

На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: судя по барельефу от Энтони Уилкокса, героя «Зова Ктулху», и таинственному древнему изваянию из рассказа, чудище имеет голову c щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй и пару рудиментарных крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп»; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона».

Ктулху принадлежит роду Древних. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р’льех посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р’льех появляется над водой, и Ктулху освобождается.

В Мифах Ктулху описывается древняя религиозная традиция поклонения (культ) Ктулху. Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют в самых разных уголках Земли; в частности, и среди эскимосов Гренландии и среди жителей Новой Англии. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприношения, бесятся, пляшут и читают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», что, по показаниям некоторых культистов (по «Зову Ктулху»), следует понимать как «Дома в Р’льехе мёртвый Ктулху ждёт, видя сны».

Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия. Ктулху — инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна.

Иллитиды, раса ролевой вселенной Forgotten Realms, создавалась под влиянием, в том числе, образа Ктулху. В фильмах «Пираты Карибского моря 2: Сундук мертвеца» и «Пираты Карибского моря 3: На краю света» Дэйви Джонс изображён в виде человека с головой осьминога, что напоминает традиционные изображения Ктулху. Также следует отметить образ доктора Зойдберга из Футурамы с его венчиком щупалец вокруг рта. Ещё стоит отметить, что в одной из серий знаменитого мультсериала «Superman», Супермэн сражался вместе с правителем Атлантиды против Ктухлу, образ которого явно был взят из описаний Г.Лавкрафта.

В 1997 в области указанного Лавкрафтом расположения Р’льеха был зафиксирован подводный звук, получивший имя собственное «Bloop» (блуп, с английского — «рёв», «вой»). Природа звука указывает его животное происхождение, но мощность намного превосходит ту, которая могла быть достигнута известными видами морских животных.

Написание Лавкрафта удивительным образом близко по произношению к шумерскому божеству Кулулу. Таким образом, возможно корни происхождения данного существа могут иметь реальные подтверждения в древних манускриптах.

 
YuranДата: Четверг, 17.09.2009, 10:16 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные








Летучий голландец

Из поколения в поколение моряки пересказывали друг другу легенду о Летучем Голландце. Этот образ всегда заставлял сердца биться чаще. Тайна и романтика, с ним связанные, будоражили воображение. И неспроста: легенда действительно очень поэтична. Судите сами…

…Однажды, веке этак в шестнадцатом, а быть может, в семнадцатом, летело под парусами пассажирское судно с бывалым капитаном во главе, держа курс мимо мыса Доброй Надежды, что на юге Африки. Пассажирам не повезло: не успел корабль сравняться с мысом, как разыгрался сильнейший шторм. Команда без промедления начала уговаривать старого капитана причалить к берегу и переждать бурю. Однако тот был пьян, а может быть, сошел с ума. Так или иначе, но мольбу своих подопечных он оставил без внимания. Мало того: он поклялся любыми средствами обогнуть мыс. Опасаясь за судьбу корабля во власти полоумного капитана, матросы вместе с пассажирами взбунтовались и подняли восстание, возымев целью обезвредить безумца. Однако тот оказался хитрее и поймал предводителя непокорных. Через пару секунд он отправился на корм рыбам.
Как гласит легенда, такой нечестивый поступок прогневил всемогущего Господа. В тот же миг небеса разверзлись, и тучи осветились ярким пламенем. Из пламени вышла черная тень и ступила на палубу корабля. Капитан не понял предостережения и, по военной привычке, решил пристрелить непрошенного гостя. Но пистолет разорвался в его руках, осветив на миг лицо красным светом. Ледяным голосом тень произнесла приговор: "Ты очень упрямый и жестокий человек, капитан. Отныне вином для тебя будет горькая желчь, а пищей – раскаленное железо. Ты проклят, капитан, проклят навеки!" И тотчас матросы его превратились в полуистлевшие скелеты, а сам капитан – в Летучего Голландца, с отчаянием и мольбой взирающим на небо. Таким он известен морякам последних столетий. Небеса не спешат даровать ему прощение. По легенде, его может спасти только любовь женщины, верующей в Бога. Да вот только откуда ей взяться посреди океана?
С тех пор Летучий Голландец бороздит морские просторы, сея смерть и разрушение. Как гласит поверье, призрак Летучего Голланца предвещает верную гибель для корабля или части экипажа. Поэтому моряки боялись его, как огня, суеверно прибивая к мачтам лошадиные подковы.
"…И если в час прозрачный, утренний Пловцы в морях его встречали, Их вечно мучил голос внутренний Слепым предвестием печали…"
Такова легенда, пронизанная мистикой, похожая на фантасмагорию. Должно быть, этот миф имеет под собой какую-то историческую подоплеку. Однако и реальные факты теряют свои очертания под завесой времени.
Так, например, бытуют разногласия насчет имени капитана проклятой шхуны. Одни его зовут Ван Дер Декеном, другие – Ван Страатеном, третьи – просто Ваном. По всей вероятности, в основу легенды легла реальная история, произошедшая с одним из голландских мореплавателей в 1641 году. Торговое судно вознамерилось обогнуть мыс Доброй Надежды в поисках подходящего места для небольшого поселения, которое могло бы служить перевалочным пунктом для судов Ост-Индской Компании. Разыгрался шторм, но капитан решил добраться до цели, чего бы ему это ни стоило. История закончилась плачевно. Однако и здесь не обошлось без мифотворчества. Согласно легенде, упрямый капитан так хотел попасть на восточную сторону мыса, что провозгласил: "Я попаду туда, даже если у меня это займет время до самого конца света!" Дьявол даровал ему вечную жизнь, и с тех пор корабль носится по волнам неподалеку от современного Кейптауна.
Есть и другой, вполне реальный прецедент "летучего голландца". В 1770 году на одном из кораблей вспыхнула эпидемия неизвестной болезни. Находясь в окрестностях Мальты, моряки попросили убежища в местном порту. Власти отказали из соображений безопасности. Подобным же образом поступили порты Италии и Великобритании, обрекая обитателей корабля на медленное умирание. В конце концов судно действительно превратилось в плавающий остров с грудой скелетов на борту.
Интересно, что с Летучим Голландцем чуть было не встретился один из представителей английской королевской семьи. 11 июля 1881 года британский корабль "Вакханка", на борту которого находился юный принц в качестве курсанта-гардемарина, встретил корабль-призрак. Волею судеб принцу было суждено прожить еще долгие лета и стать королем Георгом V. А вот матрос, стоявший в тот роковой день на дозоре, вскорости свалился с мачты и расшибся насмерть.
Но самое потрясающее во всей этой истории состоит в том, что легендарный корабль встречали даже в 20 веке! Так, в марте 1939 года его присутствие воочию наблюдало множество южно-африканских купальщиков. Это событие задокументировано, так как в тот день о нем писали все газеты. Аналогичная история произошла с одной из немецких подводных лодок во время Второй Мировой войны. В 60-е годы прошлого века ученые попытались привлечь последние научные данные для объяснения феномена Летучего Голландца. Предполагалось, что это мираж, возникающий в преддверии бури в результате особого рода атмосферных катаклизмов. Однако эта гипотеза себя не оправдала.
Так и по сей день природа корабля-призрака остается для нас тайной. Кто знает, быть может, ему суждено еще не раз напомнить о себе. А может быть, Летучий Голландец – всего лишь миф? Кто знает…

 
Корсар-ПиратДата: Понедельник, 12.10.2009, 16:07 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные








Пиратские сокровища

Сокровища, якобы спрятанные пиратами, во все времена будоражили воображение охотников за кладами, но пока что был найден всего один пиратский корабль с золотом — The Whydah. Обычно пираты делили награбленное между собой (это занимало массу времени в морских путешествиях) и довольно быстро просаживали деньги в ближайшем порту. В найденном на дне моря корабле с названием Whydah (вдова) были найдены сокровища с полусотни ограбленных кораблей, что составило более чем 20 тысяч фунтов (как видите, не так уж много, даже в пересчете на то лихое время).

Сообщение отредактировал Корсар-Пират - Понедельник, 12.10.2009, 16:10
 
YuranДата: Понедельник, 12.10.2009, 17:31 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные








Quote (Корсар-Пират)
Сокровища, якобы спрятанные пиратами, во все времена будоражили воображение охотников за кладами, но пока что был найден всего один пиратский корабль с золотом — The Whydah.

Я бы на твоём месте перепроверял найдённые источники. Ибо если нашёл где то какую-то статью, то обязательно найди её подобие для перепроверки!

Теперь по делу. Зарывали сокровища пираты действительно очень редко. Это происходило тогда, когда они обычно скрывались от погони, и вынуждены были, прятать его на каком ни будь необитаемом острове, но как только опасность уходила, они тут же забирали свою добычу.
Действительно оставленный закопанный клад, был в том случае, если его владельца всё-таки поймали и вздернули на виселице.
Если говорить о затонувших кораблях с пиратскими сокровищами, но на данный момент их найдено что-то более 20. И это без знаменитых испанских галеонов из золотых конвоев.
Это можно найти в истории океанографии и в различных поисковых экспедициях.
Так что чаще смотри факты, и тогда не будешь таким голословным…

 
allex-96Дата: Среда, 23.06.2010, 15:55 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные








Кра́кен — мифическое морское чудовище гигантских размеров, известное по описаниям исландских моряков, из языка которых и происходит его название.
Первую подробную сводку морского фольклора о кракене составил датский натуралист Эрик Понтоппидан, епископ Бергенский (1698—1774). Он писал, что кракен представляет собой животное «размером с плавучий остров». По сообщению Понтоппидана, кракен в состоянии схватить щупальцами и утянуть на дно даже самый крупный боевой корабль. Еще более опасен для судов водоворот, который возникает при быстром погружении кракена на морское дно.

По мнению датского автора, это кракен вносит путаницу в умы моряков и картографов, так как моряки зачастую принимают его за остров и не могут отыскать во второй раз. По свидетельству норвежских моряков, однажды молодая особь кракена была выброшена на берег в северной Норвегии.

Далее, Понтоппидан передает слова моряков о том, что кракену требуется три месяца, чтобы переварить проглоченную пищу. За это время он выделяет такое количество питательных экскрементов, что за ним всегда следуют тучи рыб. Если у рыбака исключительный улов, то про него говорят, что он «ловил рыбу на Кракене».
На основании приведенного Потоппиданом описания, Карл Линней классифицировал кракена в числе других головоногих и присвоил ему латинское имя Microcosmus. Правда, из второго издания его «Systema Naturae» кракен был исключен.
Сонет Теннисона

Под громоподобными волнами
Бездонного моря, на дне морском
Спит Кракен, не потревоженный снами,
Древним, как море, сном.
Тысячелетнего века и веса
Огромного водоросли глубин
Переплелись с лучами белесыми,
Солнечными над ним.
На нем многослойную тень рассеял
Коралловых древ неземной раскид.
Спит Кракен, день ото дня жирея,
На жирных червях морских,
Покуда последний огонь небесный
Не опалит Глубин, не всколыхнёт вод, —
Тогда восстанет он с ревом из бездны
На зрелище ангелам… и умрёт.

В 1802 году французский зоолог Пьер-Дени де Монфор опубликовал исследование моллюсков, в котором предложил различать два вида таинственного животного — kraken octopus, обитающего в северных морях и впервые якобы описанного еще Плинием Старшим, и гигантского осьминога, который наводит ужас на суда, бороздящие просторы Южного полушария.

Учёное сообщество отнеслось к рассуждениям Монфора критически. Скептики полагали, что свидетельства моряков о кракене могут быть объяснены подводной вулканической активностью у побережья Исландии, которое проявляется в исходящих из воды пузырях, внезапной и довольно опасной смене течений, появлении и исчезновении новых островков. Только в 1857 году было доказано существование гигантского кальмара (Architeuthis dux), который, по-видимому, и послужил прообразом кракена.

 
allex-96Дата: Среда, 23.06.2010, 16:03 | Сообщение # 6
Группа: Удаленные








Из многих тысяч пиратов прославились далеко не все: например, наводящий ужас Черная Борода, неудачник Вильям Кидд, Генри Морган, ставший губернатором Ямайки, фаворит Людовика XIV Рене Дюгэ Труэн, Роббер Сюркуф, потомок Труэна, и, конечно же, знаменитейший сэр Френсис Дрейк. Одни из них грабили и убивали ради наживы, другие – во имя славы и отечества.
Рене Дюгэ Труэн – самый известный из французских корсаров. В возрасте 23 лет на его счету уже было более 300 кораблей, которых он взял на абордаж.
Капитан Черная Борода
Всего лишь два года длилось наводящее ужас господство Эдварда Тича, по прозвищу Черная Борода. Черная Борода всегда носил с собой шесть пистолетов, мушкет и пару мечей. Чтобы запугать противников, он надевал шляпу, из-под которой торчали зажженные фитили. В 1718 году он был убит в сражении.
Сэр Френсис Дрейк – английский адмирал, и, пожалуй, самый известный пират и мореплаватель. Он руководил многими пиратскими набегами, совершил кругосветное путешествие. Также, как вы, наверное, знаете, он открыл пролив между Южной Америкой и Антарктидой, который впоследствии так и был назван в честь него – пролив Дрейка. В 1588 году под предводительством Дрейка была разбита «Непобедимая армада» - испанский флот, который собирался напасть на Англию.
Клаус Штертебекер – он не из тех пиратов, которые вызывали симпатию. Человек жестокий и алчный, Штертебекер был казнен в Гамбурге в 1401 году.
О известных пиратах можно говорить долго и много, список их деяний, подвигов и, наоборот, убийств очень многочислен. Но одно известно точно, пираты оставили большой след в истории. pirate
 
allex-96Дата: Четверг, 24.06.2010, 15:00 | Сообщение # 7
Группа: Удаленные








Морские обычаи и суеверия

Одной из древнейших является профессия мореплавателя. Издревле люди пересекали на построенных ими кораблях и лодках пространства морей и океанов в торговых, военных или познавательных целях. И во все времена эта профессия требовала от людей, которые посвятили ей жизнь, отваги, стойкости, мужества и, как ни парадоксально, любознательности, стремления познать неизведанное, так как водная стихия всегда была полна тайн, загадок и представляла собой смертельную опасность для неумелых не разбирающихся в морских тайнах людей. Мореходы, как в древние времена так и в наши дни, встречаются с явлениями, поражающими воображение, порой необъяснимыми с позиций достигнутого уровня знаний. Поэтому неудивительно, что среди моряков рождалось множество различных легенд, суеверий, а также обрядов и традиций, призванных обеспечить безопасное плавание.

Так, например, от древних финикийцев, живших на восточном побережье Средиземного моря у подножия Ливанских гор и прославившихся как искусные кораблестроители и отважные мореплаватели, было унаследовано два обычая: один из них – освещение («крещение») нового судна при спуске его на воду, второй – обычай устанавливать на носу особые украшения.

Считается, что духи пучины с незапамятных времен враждовали с моряками, и на Востоке моряки до сих пор рисуют на бортах своих судов огромные глаза - считается, что эти глаза высматривают духов.

Все моряки верят в примету относительно крыс, покидающих корабль, ибо им прекрасно известно, что крысы не терпят сырости, а потому, если грызуны бегут, это означает, что на корабле открылась течь. Кошка, особенно черная, считается у моряков счастливым животным (и крыс она тоже ловит). Однако кот, который в море начинает резвиться, "несет на хвосте ветер" и предвещает скорый шторм. Неудачи будут преследовать корабль с мертвецом на борту, вот почему тело усопшего стараются побыстрее предать волнам (впрочем, и без мистики разлагающийся труп представляет угрозу здоровью живых). Некоторые моряки верят, что мертвое тело на борту замедляет скорость корабля. Уронить на борт ведро или швабру считается дурной приметой. Неудачи будут преследовать судно, сменившее название, поэтому моряки с неохотой нанимаются на такие суда. Большинство моряков не любит выходить в море в пятницу, а также проходить по месту, на котором произошло кораблекрушение, из опасения, что на них нападут духи погибших.

Среди "сухопутных крыс", особенно женского пола, очень популярна примета, по которой прикоснуться к воротнику моряка означает привлечь удачу, и многие моряки сознательно задерживаются на берегу, надеясь на касание женской руки. Одно из самых любопытных суеверий утверждает, что не следует стучать по стеклянному стакану так, чтобы он зазвенел, ибо это сулит смерть в морской воде. Во Франции верят, что, если моряк утонул, его жена услышит капель рядом с кроватью. На многих грузовых судах считается дурной приметой иметь на борту женщину, что, в общем-то, неудивительно, поскольку одинокая женщина в компании озверелых от одиночества мужчин может вызвать ненужные страсти. Однако ребенок, родившийся на корабле, сулит удачу - видимо, беременная женщина дурной приметой не считается. Дети на борту приносят вообще удачу. Моряки стараются не ступать на палубу левой ногой; любопытно отметить, что даже в ВМФ отдают дань древним традициям, ибо число залпов в салюте всегда нечетное. Моряки охотно делают себе татуировки, и это отчасти объясняется тем, что, как верили в старину, татуировки отгоняют злых духов и отводят беду. По той же причине среди моряков так популярны различные талисманы. В американском ВМФ считается, что человек, на левой стопе которого вытатуированы свинья и петушок, никогда не утонет.

Пожалуй, самое диковинное из суеверий, связанных с татуировками, гласит, что они предохраняют от венерических заболеваний. Моряк может привлечь на свою сторону удачу, перед выходом из дома погладив лобок жены или подружки, - этот ритуал носит название "погладить булочку".

Находясь в открытом море или тем более океане, моряки часто встречались с явлениями, которые не могли объяснить и которые представлялись им по этой причине таинственными и ужасными. В поисках объяснения неизвестных явлений фантазия моряков рождала страшные легенды и мифы, а стремление избежать подстерегающих в море несчастий приводило к возникновению множества суеверий.

Основная часть обычаев пришла в наши дни из времен парусного флота, когда движение корабля зависело от воли ветра и других капризов природы. Парусникам нужен был попутный ветер, и, чтобы обеспечить его, все средства были хороши.

Согласно мифологии древних греков у повелителя ветров Эола были четыре помощника – северный бурный ветер Борей, восточный Эвр, южный Нот и западный Зефир. И чтобы не разгневать Эола с его помощниками, моряки обращались к повелителю ветров с молитвами и делали ему подношения. Но такие подношения и молитвы существовали не только в Европе, до сих пор в странах юго – восточной Азии моряки возносят молитвы своим древним богам, зажигают благовония и приносят дары, причем делают это с восточной щедростью и почтением, кидая в море серебряные или даже золотые монеты и украшения.

Было много и других способов заполучить попутный ветер. Так, например, считали, что надо где-нибудь у основания поцарапать мачту с той стороны, с которой ожидался ветер, и затихший ветер, проснувшись, снова наполнит паруса. Если это не помогало, то считалось, что на борту находится неисправимый грешник. Его надо было выявить и принудить к покаянию. Самое парадоксальное, что в это верили даже такие закоренелые грешники как пираты, и если жертва, считавшаяся грешником, не раскаивалась, то дело могло дойти до поножовщины.

Также моряки верили, что легкое посвистывание, чередующееся с чтением заклинаний, дает неплохие результаты в взывании ветра. Однако посвистывание при попутном ветре (особенно вблизи мыса Горн) считалось серьезнейшим проступком, так как могло усилить ветер до урагана. То есть здесь мы уже сталкиваемся с некоторыми примитивными магическими приемами, взятыми на вооружение мореплавателями.

К персональным мерам противоборства с ураганами и морскими бурями можно отнести различные амулеты – раковины, зубы акулы и прочие «трофеи», полученные моряками за время плаваний. Также в некоторых христианских странах вместо амулетов использовали иконы богородицы, Николая Мирликийского, который считается покровителем моряков. Существовал и такой обычай – для того чтобы отогнать ураган, капитан извлекал из ножен меч и колотил им по борту с той стороны, с которой ожидался приход стихии. Но описанные действия мог производить только капитан корабля. До наших дней доходят мрачные истории о совершении такого ритуала помощниками капитанов и о страшных карах, постигших как исполнителей ритуала, так и корабля, на котором было произведено такое «самоуправство».

Особенное отношение было у моряков к различным атмосферным явлениям. Причем на первом месте стояло такое явление как гроза. А первый громоотвод был изобретен еще в Древнем Египте и представлял собой позолоченную верхушку мачты. Со временем это гениальнейшее изобретение древних было забыто. За такое забвение многие команды кораблей поплатились собственными жизнями. Разбитые молниями мачты, пробитые палубы, пожары, вызванные грозовыми разрядами – вот тот весьма неполный список несчастий, случавшихся с моряками из-за отсутствия на кораблях громоотводов. И так продолжалось до тех пор, пока не был заново «изобретен» громоотвод.

В связи с разговором об атмосферных явлениях нельзя не вспомнить об «огнях святого Эльма», которые являлись ни чем иным как электрическими разрядами в виде светящихся пучков, возникающих на острых концах высоких предметов при насыщенности атмосферы электричеством. Такие «огни» большинство мореплавателей считало дурным знаком. Считалось, что степень грозящей судну опасности зависит от цвета огней. Но при этом, справедливости ради, можно отметить, что эти «огни» не всегда считались плохим предзнаменованием и даже, наоборот, принимались некоторыми моряками за знак благосклонности высших сил. Так общеизвестно, что Колумб в своем первом плавании через Атлантику смог предотвратить бунт экипажа одного из своих кораблей - «Санта – Марии» - благодаря указанию на «огни» как на знак благосклонности небесных сил к их затянувшемуся плаванию.

В старину в морях и океанах, как утверждают средневековые хроники, встречались корабли – призраки. В наши дни моряки, так же как и много веков назад, рассказывают о встречах с такими кораблями. Чаще всего такие рассказы можно услышать от североморцев и моряков, бороздящих Тихий океан. Но вернемся пока к средневековым легендам. Средневековая легенда дала одну из таких кораблей название «Летучий голландец», закрепившееся в последствии за всеми остальными кораблями – призраками. Согласно этой легенде «Летучий голландец» был обречен за грехи капитана, бросившего вызов морским богам, никогда не приставать к берегу. И среди моряков пошло поверье, что встреча с этим кораблем предвещает гибель. До сих пор никто так и не может раскрыть эту загадку, будоражащую умы на протяжении многих веков. Нет ни подтверждений правдивости, ни опровержений этого явления. Отдельные авторы списывают это на пиратов и считают, что моряки принимали пиратские корабли, нападавшие на торговые суда под покровом ночи или ранним утром, за корабли – призраки. Но если принять во внимание тот факт, что пираты сами верили в эту легенду и наравне с купцами боялись встречи с «Летучим голландцем», то становится очевидной несостоятельность гипотезы о «пиратском происхождении» таких кораблей – призраков.

Интересна и история происхождения праздника Нептуна, отмечаемого и в наши дни на всех кораблях, пересекающих экватор.

Нептун считался у древних римлян богом морей. Но так было не всегда – сначала он почитался как божество рек и источников, а также «курировал» осадки и был покровителем лошадей. Уже намного позже под воздействием эллинских верований Нептун приобрел черты, характерные для древнегреческого бога морских стихий Посейдона, и мифологические сказания передали ему такой атрибут Посейдона как трезубец. Нептун стал почитаться как владыка морей и океанов, и именно с этого момента моряки стали просить у него разрешения на пересечение экватора, точнее даже не экватора, а определенной зоны, отмечаемой на картах в качестве границы между различными полушариями земли, так как само понятие «экватор» появилось только уже во времена Великих географических открытий. С этих времен дошло до наших времен и первое упоминание о празднике Нептуна в том виде, в котором он празднуется и поныне.

В 1529 году французский картограф Пармантье, ходивший на одном из военных кораблей на остров Суматру, отметил в своем дневнике, что на корабле отслужили службу при пересечении экватора, а 47 моряков этого корабля были приняты в «рыцари моря». Но при этом о самом ритуале как таковом картограф ничего не написал. Через двадцать восемь лет поле описанных картографом событий другой французский исследователь, которого звали Леру, в своей книге о путешествиях писал, что при пересечении экватора новичков купали в бочках с морской водой, а на палубе в это время танцевали ряженые «черти». Бывало, что купание устраивали не только в бочках, стоящих на палубе, но и непосредственно в море. В 1832 году на борту брига «Бигл» процедуру «крещения» в бочке с водой прошел и Чарльз Дарвин.

Сегодня праздник Нептуна утратил свою религиозную подоплеку, но на всех кораблях, идущих под флагами различных государств, как простые моряки, так и командующий состав, продолжают следовать древней традиции. Причем сегодня его отмечают не только при пересечении экватора, но и при проходе через другие всемирно известные географические точки. Например, при пересечении Гринвичского меридиана, Северного и Южного тропиков, Гибралтарского пролива и даже при прохождении Железных ворот на Дунае. В более примитивной форме посвящение в «рыцари моря» происходит и без пересечения перечисленных достопримечательностей - все новички, выходящие в море в первый раз, после отчаливания от родного пирса должны выпить определенное количество морской воды, а опытные моряки обливают их забортной водой.

Отдельное место в морских легендах и преданиях занимают таинственные и ужасные обитатели морей и океанов и особенно их глубин. В древности те или иные те или иные опасные для мореплавания места также связывали с какими-то сверхъестественными существами. Классическим примером могут служить Сцилла и Харибда, мифические существа, которые, как гласят древнегреческая мифология и «Иллиада» Гомера, обитали по обеим сторонам узкого пролива (как полагают ученые, Мессинского) и губившие проплывавшие корабли.

Подобные морские чудовища являлись персонажами и других древних мифов, откуда они несколько позже перекочевали и в Библию. Однако большая часть мифов и легенд о морских чудовищах передавалась устно из поколения в поколение мореплавателей. Чаще всего в них фигурировали змееподобные существа с головой дракона. Так, в опубликованной архиепископом Олаусом Магнусом в 1555 году в Риме истории скандинавских стран, присутствует рассказ о морских змеях, которые встречались скандинавским морякам. В частности там описывался змей длиной 60 метров и толщиной 6 метров. Этот змей питался исключительно быками, овцами и рыбаками, которые на свое несчастье попадались в его поле зрения, причем он был настолько ненасытным, что в любое время дня и ночи заглатывал целиком любые попавшиеся ему корабли или пасущиеся на побережье стада овец.

И в средние века, и в последующие времена находилось столько очевидцев, встречавших в своих плаваниях гигантских змей, что даже уже в девятнадцатом веке отдельные ученые строили гипотезы о реальном существовании «мегафиса» (гигантской змеи). Поэтому не вызывает удивления, что в газетах и журналах того времени печаталось множество повествований о морских змеях чудовищных размеров. Например, в одной из газет был приведен рассказ лейтенанта Джорджа Сенфорда с судна «Леди Комбермиер», в котором говорилось о встрече этого отважного моряка со змее длиной в 20 метров. Также в газетах писали о встрече в Аденском заливе моряков с корабля «Сити ив Балтимор» с огромной змеей с «головой бульдога». Подобные сообщения время от времени появлялись и в прошлом веке. Например, в июле 1966 года многие газеты сообщали, что в Атлантике моряки видели неизвестное змееподобное существо длиной 10 метров и с телом, которое «фосфоресцировало как неоновая реклама».

Несколькими годами позже вышел достаточно основательный труд бельгийского зоолога Бернара Хвелманса, посвященный загадочным морским змеям. Ученый рассмотрел порядка 600 рассказов очевидцев за период с 1639 по 1964 годы. По его мнению 60 из них были явно придуманными, еще 60 могут быть объяснены аналогией с известными официальной науке морскими обитателями, 120 случае исследователь отверг из-за многих неясностей в описаниях, но более 300 случаев он отнес к разряду трудно квалифицируемых, что позволило ему сделать вывод о реальном существовании в малоизученных глубинах океана существ змеевидного типа.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что большая часть мифов и легенд имели в своей основе реальные события и факты, которые впоследствии стали обрастать всевозможными невероятными подробностями. Но при этом было бы совершенно неуместно утверждать, что Мировой океан уже открыл людям все свои тайны.

Как бы там не было, но как в древние времена, так и в наши дни каждый моряк, поднимающийся на борт корабля, вспомнит наиболее известные приметы. А раз, ступив на палубу, ни за что не будет насвистывать «Битлз», проходя мимо мыса Горн и не станет приглашать с собой в плавание понравившуюся туземную девушку, если только она не беременна. Очень хочется надеяться, что наш экскурс в историю морских примет, тайн и суеверий поможет многим начинающим и опытным морякам в их нелегком деле покорения пучин мирового океана.

 
allex-96Дата: Четверг, 24.06.2010, 15:44 | Сообщение # 8
Группа: Удаленные








МОРСКИЕ ЧУДОВИЩА

Средневековая христианская Европа не сомневалась в реальности морского змея так же, как и во всемирном потопе, сотворении Евы из ребра Адамова и тому подобных сведениях, приведенных в Библии. Священная книга говорила о Левиафане, чудовище, которое по внешнему виду нечто вроде морского или водяного бегемота, царя зверей на Земле.

Сведения о морских драконах собрал А. Кондратов в книге "Динозавра ищите в глубинах".

В "Книге Иова" Левиафан описывается следующим образом:

"Круг зубов его - ужас. Крепкие чешуи его - великолепие. Они скреплены как бы твердой печатью, одна к другой прилегают так плотно, что и воздух не проходит между ними". При этом "он вспенивает пучину, как кипящий котел, и море претворяет в кипящую мазь". В "Книге Исайи" говорится:

"В тот день Господь мечом своим тяжелым и большим, и крепким поразит Левиафана, змея прямобегущего, и Левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское".

Наконец, Псалмы утверждают:

"И там большое и широкое море, где неисчислимое множество ползающих существ, больших и малых тварей. Там ходят суда. Там есть и тот Левиафан, которого ты создал, чтобы он играл там".

Согласно Библии, есть несколько разновидностей Левиафана. Если в одной из них явно проглядывают черты кашалота, то чудовище морское Левиафан с "крепкими чешуями" и вселяющим ужас "кругом зубов", весьма смахивает на морского ящера.

Морской змей или дракон фигурирует в греческой мифологии.

Морское чудовище пыталось съесть прекрасную царевну Андромеду. Вышедшие из воды огромные змеи удушили Лаокоона и двух его сыновей во время Троянской войны. О морских чудовищах говорят Аристотель и Сенека, Плиний и Еврипид.

На стенах ассирийского дворца в Ниневии, раскопанного археологами, есть изображение морского змея, которого видел царь Саргон II возле берегов острова Кипр. В исландской мифологии фигурирует "Ермунганд, змей, которого бросили в глубокое море, всю землю окружающее, и так вырос Змей, что посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост".

Византийский историк Прокопий, живший в VI веке, во времена правления императора Юстиниана, сообщает:

"Близ Константинополя из глубин Пропонтиды, иначе Мраморного моря, было выловлено огромное морское чудовище, которое больше 50 лет топило корабли в прибрежных водах".

И рыбаки, и моряки средневековья твердо верили, что в океане их подстерегает страшный морской змей. Они принимали различные "меры предосторожности", чтобы избежать гибели (и по сей день рыбаки острова Ньюфаундленд перед тем как выйти в море запасаются "бобровой струёй", резко пахнущим веществом, полученным из мускусных желез бобра, чтобы его запах отпугнул морского змея!).

В 1555 году скандинавский хронист Олав Магнус написал "Историю северных народов". В ней он сообщает о том, что на острове Мус, в епархии Хаммер, появляется змея удивительных размеров. Впервые ее видели в 1522 году: "она поднимается высоко над волнами и свивается, как пружина". Длина этого чудовищного змея около 23 метров. Еще больших размеров достигал змей, появлявшийся возле берегов Норвегии: его длина, по словам Магнуса, равнялась 60 метрам!

"Все, кто плавает вдоль берегов Норвегии, рыбачит здесь или торгует, соревнуются между собой в рассказывании историй о большой морской змее, которая живет в подводных скалах около Бергена, - писал Магнус. - Летними ночами этот змей выходил на берег и пожирал телят, свиней и другую живность. Не брезговал он и людьми, нападая на лодки. Приподнявшись над ними, он хватал людей и увлекал их в пучины. Глаза у гигантского змея были огненными, горящими в темноте".

В 1745 году епископ Эрик Понтоппидан из Бергена издал свою "Естественную историю Норвегии", в которой говорил, что все люди, плававшие по морю, абсолютно убеждены в существовании гигантского морского змея. "Задавать им этот вопрос, - писал он, - все равно, что спросить, если в море треска или угорь".

Приводит Понтоппидан и такой факт:

"В 1720 году морская змея в течение целой недели находилась в маленьком заливе, куда она заплыла из открытого моря через узкий пролив. Спустя восемь дней, когда она покинула залив, там нашли змеиную кожу. Один конец ее свешивался в воду, и длина его не могла быть измерена, а другой был выброшен волнами на берег, где все могли его видеть. Однако использовать эту кожу оказалось невозможным, так как она представляла собой блестящую дряблую массу".

Житель Бергена, сообщил далее Понтоппидан, капитан Лоренц фон Ферри, человек здравомыслящий и серьезный, в заявлении, клятвенно подтвержденном двумя моряками, сообщил, что вблизи Мольде он натолкнулся на огромную морскую змею или дракона, так как у чудовища длиной 35 метров была лошадиная голова с длинной белой гривой. Тело чудовища свивалось в кольца, причем, одно кольцо отстояло от другого метра на два. Всего же капитан насчитал шесть таких колец. Лоренц фон Ферри выстрелил в змея, животное погрузилось в воду, оставив на поверхности кровавый след.

Датский миссионер Ханс Эгеде, живший в то время, что и Понтоппидан, сообщает, что 6 июня 1734 года он находился на 64° северной широты у берегов Гренландии. И тут он и команда корабля "увидели страшное животное, не похожее ни на что из виденного нами до сих пор. Оно так высоко подняло голову над волнами, что голова, казалось, возвышается над марсами нашего судна. Чудовище дышало слабее, чем кит; голова у него более узкая, чем тело, которое казалось коротким и морщинистым. Животное передвигалось при помощи огромных плавников, находившихся у него под брюхом. Немного спустя, мы увидели и его хвост. Общая длина чудовища превышала длину нашего судна".

В 1808 году на пляж острова Стронсей в группе Оркнейских островов (у северо-восточной оконечности Англии) были выброшены останки странного морского животного, имевшего очень длинный спинной гребень, три пары брюшных плавников и заостренный хвост.

В августе 1817 года многие жители штата Массачусетс в районе между Глочестером и мысом Энн видели как в Атлантике, неподалеку от берега, проплыла огромная, длиной 20 метров, морская змея. Затем змею эту видели сотни людей на атлантическом побережье Северной Америки, от мыса Гаттерас в Массачусетсе на юге до острова Ньюфаундленд на севере.

12 мая 1818 года шхуна "Адамант", шедшая из Пенобскота в Хингем, повстречала странное существо. По словам капитана Джозефа Вудворда, около 2 часов пополудни был замечен крупный предмет в океане. Капитан подумал, что, быть может, это судно, потерпевшее крушение, и отдал приказ подойти к плавающему предмету поближе. И тут экипаж шхуны увидел, что это не предмет, а "чудовищный змей", извивающийся в воде и агрессивно настроенный. Приблизившись к чудовищу метров на 20, по приказу капитана экипаж "Адаманта" открыл стрельбу из пушек и ружей. Ядра, однако, не причиняли морскому змею вреда, отскакивали от него, словно мячи. Но змей погрузился в воду, а затем всплыл снова, причем, голова его была по одну сторону "Адаманта", а хвост - по другую. В течение 5 часов чудовище, длина которого, по мнению капитана, составляла 40 метров, а толщина 1,8 метра, находилось вблизи шхуны, но напасть на нее не решалось.

В 1833 году, когда шум вокруг сенсационного появления морского змея возле берегов Америки утих, несколько офицеров Британского флота клятвенно заверили, что видели морского змея в районе Галифакса, у берегов Канады, во время рыбалки. Сначала они обратили внимание на дельфинов, возбужденно подпрыгивавших из воды. А потом "на расстоянии 150-200 ярдов от корабля офицеры увидели голову и шею какого-то обитателя глубин, похожего на змею. Голова его была высоко поднята над водой и во время плавания то высовывалась далеко вперед, то откидывалась назад".

В августе 1848 года британский фрегат "Дедалус", возвращаясь из Ост-Индии, встретил в Атлантике, в районе между мысом Доброй Надежды и островом Святой Елены, удивительное существо.

"Когда наше внимание было привлечено предметом, появившимся на поверхности моря, мы решили, что это огромная змея. Мы не заметили никаких конечностей, служивших животному для передвижения в воде, и никаких признаков горизонтального движения. Оно быстро прошло на таком близком расстоянии, на котором я мог бы узнать знакомого человека невооруженным глазом. Скорость его движения была в пределах 12-15 миль в час, - писал капитан "Дедалуса" Мак-Кью. - Сразу же за головой диаметр тела животного имел 40-50 сантиметров. Змеиная голова на протяжении двадцати минут наблюдения все время находилась над поверхностью воды. Сверху она была коричневой, а снизу - светло-желтой. Животное не имело плавников, но на спине у него было нечто вроде гривы или пучка водорослей".

Это описание дополняет один из офицеров "Дедалуса", по мнению которого, у чудовища были плавники, не замеченные капитаном Мак-Кью: "У меня сложилось впечатление, что это была скорее ящерица, нежели змея. Ее движения были непрерывными и однообразными, как если бы производились плавниками, а не колебательными движениями тела".

Морское чудовище плыло рядом с "Дедалусом" в течение получаса. Это позволило сделать зарисовку с натуры странного существа. Рисунок и показания команды "Дедалуса" опубликовала популярная английская газета "Таймс", что вызвало настоящую сенсацию во всем мире, ибо это сообщение распечатали многие другие газеты и журналы. Ричард Оуэн, известный палеонтолог, заявил, что морские чудовища, подобные плезиозаврам или ихтиозаврам, вымерли десятки миллионов лет назад. Скорее всего, экипаж "Дедалуса" видел не ящера или морского змея, а морского слона - огромного, достигающего 6 метров в длину и 3 тонн массой, тюленя. Со своей родины, ледяной Антарктиды, он был занесен в тропики айсбергом, и возвращался вплавь к себе домой, когда повстречал в этих водах "Дедалус".

Капитан Мак-Кью решительно опроверг это предположение. Тюленей, включая морских слонов, он и его команда превосходно знают. А чудовище, которое они видели, не похоже ни на тюленя, ни на кита, ни на гигантского кальмара, вообще ни на одно из известных науке животных.

Вслед за тем в поддержку Мак-Кью в печати стали выступать и другие моряки, встречавшиеся в океане с морским змеем, но не решавшиеся до той поры заявлять об этом в печати, боясь насмешек и недоверия. Оказалось, что с 1818 по 1848 год в разных районах Мирового океана 82 раза встречали это странное существо!

В том же 1848 году, когда произошла памятная встреча "Дедалуса" с морским чудовищем, в канун Нового года, экипаж военного корабля "Плюмпер" видел морскую змею, с которой также удалось сделать зарисовку (напомним, что фотоаппаратов в те времена еще не было).

В мае 1863 года королевское почтовое судно "Афинянин" натолкнулось на морскую змею длиной почти 30 метров. В 1875 году с борта британского корабля "Полина", шедшего в Занзибар, наблюдали захватывающую сцену битвы кашалота и "морского змея", обхватившего кашалота вокруг туловища. В течение четверти часа шло сражение гигантов моря, причем, экипаж "Полины" разглядел большую голову змеи, светлое брюхо и коричневую спину. Потом борцы скрылись в океанских глубинах...

В 1876 году судно "Нестор" шло в Шанхай из Англии.

Капитан "Нестора" неожиданно обнаружил отмель, которую карты не показывали. Приглядевшись внимательней, капитан и судовой врач заметили, что отмель движется. Это было огромное, длиной около 14 метров, существо, напоминавшее лягушку или саламандру, с 6-метровой головой и черно-желтым хвостом.

В следующем 1877 году в Средиземном море корабль "Осборн", находившийся на широте острова Сицилия, повстречал неизвестное существо. Вот какая запись была сделана в его судовом журнале:

"Движение плоских плавников у животного было как у черепахи, и оно напоминало огромного тюленя; его голова до плеч имела около 15 метров".

В 1892 году в Лондоне вышла солидная, 600 страниц, книга под названием "Гигантский морской змей". Автором ее был доктор зоологии и ботаники, директор Королевского ботанического и зоологического общества в Гааге А. К. Удеманс. В книге были собраны многочисленные рассказы, легенды, официальные рапорты и сообщения о драконе моря, гигантском морском змее, чудовище в океане, словом, о странном, неведомом науке, существе, обитающем в Мировом океане. Начиная с 1522 года (вспомните сообщение Олава Магнуса) и кончая 1890 годом А. К. Удеманс зарегистрировал 162 встречи человека с морским змеем.

Эти встречи продолжались и после того, как монография "Гигантский морской змей" увидела свет. В XX столетии вплоть до нынешнего времени продолжают появляться сообщения о том, что таинственное животное, живущее в океане, - это не плод фантазии, а реальное существо.

В 1956 году загадочное животное наблюдали вблизи острова Ньюфаундленд в Северной Атлантике, в 1958 году - у берегов Южной Африки. В 1959 году рыбаки из южноафриканского порта Дурбан сообщили, что видели два десятка чудовищ, длиной 10 метров каждое.

Встречи с неведомым обитателем Мирового океана состоялись и в 60-е годы нашего столетия. В 1960 году его наблюдали в Тихом океане у островов Новые Гебриды. Неизвестное существо с гривой видели - и довольно часто - в районе бухты Кадборо на острове Ванкувер. В 1964 году, в мае экипаж рыболовного судна "Нью Бедфорд" видел в заливе Массачусетс чудовище с головой крокодила на длинной змеиной шее.

В том же 1964 году, в декабре, состоялась одна из самых замечательных встреч с морским змеем, ибо удалось сделать фотографию загадочного обитателя океана. Но об этом стоит рассказать подробнее.

Весной 1960 года от берегов Франции отчалила шхуна "Сент-Ив-д'Армор", на борту которой был ее владелец, француз Ле Серрек, его жена, маленькая дочь и три матроса. Маршрут судна, длина которого 20 метров, не был строго определен. За 4 года шхуна прошла 27 тысяч миль, посетила Испанию и США, Марокко и острова Зеленого мыса, Антильские острова и Панаму, Колумбию и Маркизский архипелаг, Новую Каледонию и Австралию. За время плавания экипаж судна пополнился... родившейся в марокканском порту Касабланка Гвенолой, а затем и малюткой Ив, появившейся на свет в багамском порту Нассау. Трое детей на борту шхуны, экипаж которой три матроса, - явление, безусловно, исключительное. Но не этим интересна нам морская одиссея шхуны "Сент-Ив-д'Армор". Предоставим слово Ле Серреку:

"Мы решили возвращаться во Францию, однако 3 июля потерпели кораблекрушение у Большою Барьерного рифа. Произошло это из-за предательских течений в узком проходе, усеянном рифами, и скверной погоды. Всю ночь мы провели в полузатопленном паруснике, вслушиваясь в рев океана и отбиваясь от яростных волн. И речи быть не могло, чтобы спустить на воду спасательную лодку. Только утром мы решились на резиновом плоту доплыть до ближайшего острова, находившегося, по нашим подсчетам, в 30 милях. К несчастью, снова начался шторм, пошел дождь, и нам пришлось три дня мокнуть на небольшом рифе, испытывая все муки голода, страха и холода".

В момент катастрофы на борту плота, кроме Ле Серрака и его команды, находились четверо австралийских друзей. Прошли три бессонных ночи, так как заснуть на постоянно колышущемся плоту было невозможно. На четвертый день шторм утих, "и мы поплыли к островам Перси. Достаточно было подуть свежему ветру, и наша гибель стала бы неминуемой. Одиннадцать часов мы гребли, как сумасшедшие, чтобы, наконец, оказаться в безопасности у острова Пи-Пик. Мы не сомневались, что наш верный "Сент-Ив-д'Армор" погиб, а вместе с ним и огромное количество бесценных материалов. К счастью, мы сняли с парусника фотоаппараты и кинокамеры".

О том, чтобы отправиться во Францию на новом паруснике, не могло быть и речи - "слишком тяжелым испытанием было кораблекрушение для детей и для нас, - пишет далее Ле Серрек. - Два месяца мы отдыхали в Сиднее, приводя в порядок расстроенные дела. Мы решили не покидать Австралию, не побывав на знаменитом Большом Барьерном рифе - коралловой гряде длиной в две тысячи миль".

Лагерь был разбит на небольшом коралловом острове Хук у побережья австралийского штата Квинсленд, ибо здесь отсутствовали акулы, столь частые в этих местах.

"Несколько дней над островом бушевал циклон. Проливной дождь четыре дня не давал выйти из палатки. Утром 12 декабря, наконец, прояснилось, и мы решили отправиться постирать белье на другую сторону бухты, к небольшому водопаду. Было часов девять утра, когда моя жена Раймонда, наш австралийский друг Хенк де Йонк, трое детей и я устроились в моторной лодке и тронулись в путь", - рассказывает Ле Серрек.

Первой увидела чудовище Раймонда.

"Мы были ошеломлены, только дети остались спокойны, по-видимому, решив, что это акула или кит, а к ним мы давно привыкли. ОНО не двигалось, и мы начали потихонечку приближаться. Убедившись, что животное не замечает нас, и, разглядев на боку у него широкую рану, мы решили действовать. Высадив детей и зарядив аппараты, мы подплыли совсем близко к животному и снимали его в течение получаса. Хотя нам казалось, что оно мертво, мы не решились его трогать. Затем мы с Хенком решили сделать несколько подводных снимков. Глубина была метра три, и вода оказалась мутной. Пришлось приближаться к чудовищу на шесть метров, чтобы начать съемку. Но тут оно угрожающе открыло пасть. Едва справляясь со страхом, мы продолжали снимать еще несколько секунд. Когда же чудовище стало медленно поворачиваться в нашу сторону, мы обратились в паническое бегство".

С лодки жена Ле Серрека видела, как странное животное скрылось в глубине. Двигалось оно неуклюже, так как, по всей видимости, было ранено, совершая горизонтальные зигзагообразные движения, подобные движениям угря или змеи.

"В течение нескольких дней мы тщетно искали чудовище, обшаривая окрестные пляжи, - продолжает свой рассказ Ле Серрек. - Мы решили, что оно появилось на мелководье из-за раны, нанесенной винтом или форштевнем корабля. Ослабев от раны, чудовище стало мишенью для атаки мелких и крупных подводных хищников. Ища укрытия оно и приплыло в места, где мы ни разу не встретили ни одной хищной рыбы. Общая длина чудовища 20-24 метра. Оно было черного цвета, с коричневыми полосами, расположенными через каждые полтора метра. Само чудовище было длиной метров в восемь и заканчивалось гибким сильным хвостом. Голова черного цвета, местами переходящего в коричневый, похожа на змеиную, но череп довольно высок для пресмыкающегося: примерно 1-1,2 метра. Ширина - около 1,2 метра. Глаза бледно-зеленые, с черными вертикальными зрачками. Зубы мы разглядели плохо: как будто они были небольшими. Полость рта беловатая. Кожей чудовище напоминало акулу - на ней мы не заметили никаких следов чешуи. Не увидели мы также никаких плавников и какого-либо подобия кастовых наростов, не заметили мы и дыхательных движений".

Ле Серрек заключает свой обстоятельный рассказ такими словами: "К сожалению, наши взоры были прикованы к раскрытой пасти чудовища, и мы многое не могли заметить".

 
allex-96Дата: Четверг, 24.06.2010, 15:46 | Сообщение # 9
Группа: Удаленные








Морские божества
Почти во всех древних культурах море занимает особое место. Именно там рождается множество богов и сверхъестественных существ. По преданиям континентальных кельтов, из волн морских вышли волшебник Мерлин и фея Моргана, а по преданиям валлийцев — Дилан Эйл Тон (Дилан, сын волн); в Греции из морской пены возникла богиня любви Афродита, а ее брат по отцу, солнечный бог Аполлон, был, по преданию, рожден на острове Делос, где находят приют и размножаются морские чудовища. В месопотамских мифах фигурирует Оаннес — гигантская рыба с человеческой головой, покинувшая океан ради того, чтобы принести людям блага цивилизации. В китайских и японских морях живут цари-драконы — иногда кровожадные, иногда благодетельные. В преданиях индейцев Мексики рассказывалось о великом пернатом змее — Кецалькоатле, который вышел из моря и возродил человечество, уничтоженное потопом. Он научил людей всему необходимому для жизни и, выполнив свою миссию, отбыл на восток на плоту из переплетенных змей. Все эти мифы и легенды свидетельствуют о том, как завораживала человека морская стихия. Кельты считали отблески света на поверхности спокойных вод границей между двумя мирами. Нельзя, конечно, считать, что все эти рассказы отражают, пусть даже с искажениями и преувеличениями, какие-то исторические реальности. В основе легенд, в частности, бретонских, о местных потопах еще может лежать какой-либо реальный факт (например, большая нагонная волна), на который с течением времени наслоилось множество фантастических подробностей. Зато истории о всемирных катастрофах являются, возможно, лишь поэтическим отражением тотального разрушения и последующего обновления. Что-то резко изменилось в обществе, и люди изобразили эту перемену в виде потопа. Но, как бы то ни было, эти мифы говорят о том, сколь глубокое впечатление производила на людей разрушительная мощь океана. Грозное царство богов Древние и помыслить себе не могли, чтобы буря, разрушавшая их дома, топившая корабли, губившая людей, могла быть просто явлением природы, объяснимым естественными причинами. Они видели в ней выражение злой воли или более или менее праведного гнева могущественного божества. Морские боги и богини фигурируют в большинстве мифологий. Греческий Посейдон, с его грозным трезубцем и увитой водорослями головой, вспыльчивый и переменчивый, чем-то похож на японского бога Сусано-во — такого же, как он, гневливого и мстительного, виновника землетрясений и цунами. Гигант Эгир и его жестокая супруга Ран у скандинавов столь же вздорны и неуживчивы, как и Руакула у маори. Придумавшие их народы никак не были связаны друг с другом, но морские божества повсеместно весьма обидчивы и сурово наказывают виновных за дерзость или непочтительность. Однако во многих мифологиях фигурируют морские божества, более благосклонные к людям. Таков, например, морской старец Нерей у греков. Его внешность весьма загадочна, ибо он неуловим и принимает по желанию любой облик. Однако он знает будущее и порой, правда, неохотно, делится этими знаниями с кем-либо из героев, тем самым помогая им. Его пятьдесят дочерей, волны-нереиды, могут вынести потерпевшего кораблекрушение мореплавателя на гостеприимный берег, но способны и вдребезги разбить корабль. Словом, океанским божествам присуща двойственность. Поэтому люди и чтут их, и опасаются, тем более что в гневе своем они могут не только вызвать буйство стихий, но и наслать на землю губительных морских чудовищ. Странные существа - самые крупные животные нашей планеты - живут в океане. Киты, кашалоты, касатки достигают веса, невиданного у наземных животных. Весьма вероятно, что это породило веру во враждебных людям морских чудовищ. В любом мифе о море упоминается о громадном животном — как правило, людоеде, несущем на своем извилистом пути бедствия и опустошение. Иногда это существо может выходить на сушу, нападая на человека и там иногда оно подстерегает на дне морском смелого моряка, дерзнувшего нарушить его покой.

Морски

 
allex-96Дата: Четверг, 24.06.2010, 19:21 | Сообщение # 10
Группа: Удаленные








Зелёный луч — редкое оптическое явление, вспышка зелёного света в момент исчезновения солнечного диска за горизонтом (обычно морским) или появления его из-за горизонта.
Для наблюдения зелёного луча необходимы три условия: открытый горизонт (в степи или на море в отсутствие волнения), чистый воздух и свободная от облаков сторона горизонта, где происходит заход или восход Солнца.

Обычная продолжительность зелёного луча всего несколько секунд. Можно значительно увеличить время его наблюдения, если при его появлении быстро взбегать по насыпи или переходить с одной палубы судна на другую с такой скоростью, чтобы сохранить положение глаза относительно зелёного луча. Во время одной из экспедиций к Южному полюсу американский лётчик и исследователь Р. Бэрд наблюдал зелёный луч в течение 35 минут. Это произошло в конце полярной ночи, когда край солнечного диска в первый раз появился над горизонтом и передвигался вдоль него.

Синий и красный луч

При исключительно высокой прозрачности воздуха последний луч может быть зелёно-голубым и даже голубым. Подобное явление наблюдается исключительно редко.

Также крайне редко возможно наблюдение «красного луча». Красный луч возникает в момент появления нижнего края диска Солнца под чётко сформированной кромкой тучи, закрывающей остальную часть диска. При этом высота Солнца над горизонтом должна быть минимальной, а воздух полностью прозрачным. Физика явления аналогична описанной выше физике зелёного луча.

 
Форум » Исторический раздел » Пираты и всё что с ними связано » Мифы, легенды и просто байки во времена пиратства
Страница 1 из 11
Поиск:



Сайт оптимизирован под браузеры Mozilla и Opera

Остров Благородных Пиратов © 2017
Используются технологии uCoz